Начало 2011 года ознаменовалось вступлением в действие ряда законов, которые прямо или косвенно затрагивают права трудящихся россиян. Все они вращаются вокруг жизненно важной темы - обеспечения здоровья населения. В благом порыве законодатель позволил гражданам выбирать себе врача и поликлинику, обязал работодателей отчислять больше средств в социальные фонды и ввел новый порядок оплаты больничных.
Звучит неплохо, но как отразятся на положении наемных рабочих новшества российского законодательства?Изменения, о которых пойдет речь ниже, назревали давно и отчасти были предсказуемы. Тем не менее, отсутствие элемента сюрприза в принятии медицинской реформы, повышение налоговых ставок и изменение в порядке оплате больничных не помогли усмирить общественные толки. Более того, совпадение таких ключевых моментов лишь подогрело интерес к теме у представителей бизнеса и — самой важной части аудитории — наемных работников.
Закон об ОМС
С 1 января 2011 года вступил в действие федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (от 29.11.2010 N 326-ФЗ), который позволяет гражданам получать помощь по полису ОМС на всей территории России (вне зависимости от места их постоянной регистрации), самостоятельно выбирать страховую организацию, медицинское учреждение, в которое следует обращаться за этой помощью, а также лечащего врача.
Что изменилось?
До принятия закона получение медицинской помощи с полисом не своего региона (если, к примеру, сотрудник заболел, находясь в командировке или вотпуске) было сопряжено с многочисленными проволочками, в первую очередь, из-за порядка оплаты лечения и перечисления денег из одного региона в другой. Возникали вопросы, связанные с объемом предоставления медицинских услуг: например, что считать оказанием первой помощи, отказать в которой нельзя, а что нет. Иногородним сотрудникам, обращавшимся в медицинские учреждения, могли предложить платные услуги и т. п. Теперь процедура значительно упрощена: любой гражданин РФ вправе получать медицинскую помощь на всей территории страны.
Другим знаковым моментом нового закона стало данное работнику право осуществлять выбор страховой организации (раньше это делал работодатель) и клиники. Кроме того, работник теперь может выбирать не только государственные, муниципальные, но также частные и ведомственные учреждения. Главное, чтобы они входили в систему ОМС. До вступления в действие закона N 326-ФЗ прикрепление к медучреждениям в основном осуществлялось по территориальному принципу. «Приписаться» к поликлинике, которая находилась, предположим, на другом конце города, было затруднительно. Сейчас у гражданина есть право прикрепиться к тому медицинскому учреждению, которое он сам выберет, при этом раз в год страховую компанию и поликлинику можно менять.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов остался прежним, то есть за работающих граждан делать отчисления в Фонд социального страхования (ФСС) по-прежнему обязан работодатель.
Мнения
Спустя два месяца после принятия нововведения споры о нем не стихают. Мнения «за» и «против» приводятся по каждому пункту. Остановимся подробнее на тех аспектах, которые непосредственно затрагивают права работающих граждан.
Закон об ОМС с точки зрения выигрышности-проигрышности для сотрудников компаний следует оценивать скорее в позитивном ключе, хотя в реализации новшества есть свои трудности, связанные с оформлением необходимых бумаг и самостоятельным получением полиса ОМС. Но при этом сотрудники получат гарантированную медицинскую помощь, их не коснутся проволочки, связанные с порядком оплаты лечения. Скорее плюс, чем минус, — предоставленная возможность самостоятельно выбирать страховую организацию и поликлинику. Хотя правовая грамотность россиян, к сожалению, сегодня находится на достаточно низком уровне, что несколько затрудняет осознанное принятие решений. Но, с другой стороны, ответственность за собственное здоровье является достаточно мощным стимулом для изучения перспектив, открытых работникам компаний данным новвоведением.
Кроме того, с точки зрения обывателя теперь будет проще оформить больничный в другом городе, не нужно будет пересиливать себя, борясь с вирусом на ногах, или придумывать объяснения для руководства по поводу невыполненной работы и отсутствия документа, подтверждающего нетрудоспособность.
Страховые взносы
Следующее законодательное новшество, логично продолжающее начатую тему, касается внесения изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Согласно данному документу, с 1 января 2011 года устанавливаются новые тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). В частности, отчисления в ФОМС и ТФОМС в совокупности возросли с 2,8% от фонда оплаты труда до 5,1%.
Что изменилось?
Выплаты в социальные фонды заменили действовавший с 2001 года единый социальный налог, который был отменен в 2010 году. Базовая ставка ЕСН была равна 26%. В течение прошлого года суммарная ставка отчислений в перечисленные фонды была также равна 26%, но в начале этого года организации ощутили сильный удар по карману: суммарная ставка новых налогов составила 34% от фонда оплаты труда.
Мнения
Повышение налоговых ставок вызвало крайне негативную реакцию у российских предпринимателей, особенно у представителей некрупных фирм. Увеличение налогового бремени в посткризисные времена, когда компании едва-едва начали становиться на ноги, было воспринято как попытка задушить малый и средний бизнес.
Но еще острее среагировали на новшество не предприниматели, а наемные работники: они почувствовали, что их только упрочившееся положение может снова пошатнуться. Со всех сторон посыпались предположения, чем чреват очередной законодательный ход.
Находясь на грани рентабельности, малому бизнесу для выживания приходится адаптироваться к новым условиям. И делать это за счет самой очевидной статьи расходов — затрат на персонал.
Среди последствий увеличения страховых взносов назывались замедление роста заработных плат, возможное выведение их в тень или даже сокращение. Существует также вероятность, что, оптимизируя затраты, собственники пойдут другим путем — не станут сокращать зарплаты, чтобы не демотивировать наемных служащих, но проведут основательную чистку в рядах персонала (и это притом, что многие вакансии «разморозились» и были заняты лишь осенью минувшего года). Основные риски увольнения, как и ожидается, лягут на вновь прибывших сотрудников.
На фоне того, что в последние несколько лет наблюдалась существенная тенденция к «обелению» бизнеса, случившийся пассаж следует признать явной законодательной недоработкой. Даже с учетом переходного периода 2011-2019 гг., когда части компаний по нескольким «льготным» категориям будут предоставлены преференции.
Оплата больничных
Также с 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“».
Документ внес поправки в порядок оплаты больничных листов и декретных пособий.
Что изменилось?
Если раньше размер оплаты высчитывался, исходя из среднего заработка работника за предыдущие 12 месяцев, то теперь этот временной интервал увеличен до 24 месяцев. То же касается оплаты пособия женщинам, уходящим в декрет: пособия будут рассчитаны, исходя из их среднего заработка за последние 24 месяца.
Кроме того, компания-работодатель будет оплачивать не два дня больничного, как раньше, а три. Начиная с четвертого дня оплату больничного осуществляет ФСС.
Оплата больничного рассчитывается, исходя из страхового стажа работника, то есть суммарной продолжительности периода уплаты страховых взносов и (или) налогов.
Если стаж:
- 8 лет или больше, то оплата больничного — 100% от среднего заработка;
- 5-8 лет — 80%;
- 5 лет или меньше — 60%.
Мнения
Принимая поправки, законодатель руководствовался благой целью — воздать тем, кто больше работал и больше зарабатывал. Мысль вполне здравая, но не очень своевременная.
Пока новый закон вызвал лишь волну недовольства, тем более объяснимую, что установки были приняты в посткризисный период. Последние два года на трудовом рынке царила крайняя нестабильность. С начала кризиса многие сотрудники либо были уволены и долго не могли найти работу, либо ощутили на себе сокращение заработных плат, не говоря уже о премиях и бонусах. Поступления в страховые фонды снизились либо их не было вообще.
В последние несколько месяцев, чувствуя, что положение стабилизируется, сотрудники стали смелее в смене места работы и планировании будущего: кто-то успел вернуться к привычному образу жизни в кредит, а кто-то задумался о создании семьи и рождении детей. Потому особое недовольство законом — среди женщин, готовящихся уйти в декрет.
В целом, сказать, кто больше выиграл, а кто проиграл, сложно: для сотрудников, имеющих в последние 24 месяца стабильную работу и заработок, принятие поправок стало положительным моментом — их компенсация больничного увеличится, для всех остальных выплаты будут снижены. Что, впрочем, лишний раз подтверждает справедливость расхожего выражения про то, что деньги тянутся к деньгам.
Истинные последствия принятия указанных решений предугадать сложно. Пока остается лишь занять позицию наблюдателя и, по возможности, как советует народная мудрость, стараться не испытывать новых законов на себе. Доброго вам здравия, работники!
Свежие комментарии