Что может быть ужаснее потери рабочего места? По данным американских психологов больший стресс, чем увольнение, вызывает только смерть супруга. Почувствовать, что твоя фирма в тебе больше не нуждается, мучительно для любого человека. Поддержать человека в такой неприятной ситуации смогут агентства, предоставляющие услуги аутплейсмента.
Когда после окончания Второй мировой войны американские солдаты вернулись домой, им сложно было интегрироваться в мирную жизнь и тем более – найти работу. Еще тогда, в конце 40-х годов прошлого века, вооруженные силы США стали создавать специальные фирмы, занимавшиеся помощью в трудоустройстве военных, т.е. аутплейсментом. Постепенно это понятие стали использовать шире.
Аутплейсмент (от англ. outplacement – трудоустройство уволенных) – это услуги компании по поиску работы для собственных уволенных сотрудников. Причем в идеальном случае оговаривается не только размер заработной платы и сроки выхода на новое место, но и состав будущего компенсационного пакета.
Правила игры
Итальянские консультанты по аутплейсменту рекомендуют работодателям соблюдать при увольнении следующие правила:
- шеф должен хорошо подготовиться к предстоящему разговору, его печальное сообщение должно быть мотивированно и аргументировано – так подчиненному легче его принять;
- нельзя увольнять сотрудника перед «уик-эндом», праздниками или каникулами – человека не стоит оставлять наедине с печальными мыслями надолго;
- сам факт увольнения должен доводиться до работника без свидетелей;
- разговор нельзя растягивать: 20 минут – это максимальная продолжительность, дальше информация не воспринимается, а чувство обиды и несправедливости только растет.
Компании, занимающиеся помощью в поиске новой работы, получают за эту услугу от 15% до 20% годовой зарплаты уволенных сотрудников. Эти средства позволяют создать программу реабилитации, привлечь профессиональных психологов, специалистов по подбору персонала. Во Франции, например, таких агентств более 70, и их число растет. В этой стране считается, что уволенному человеку важно не только сохранять оптимизм и бодрость духа, но и еще тщательнее следить за своей внешностью: коучи напоминают мужчинам о необходимости бриться каждый день, а дамам дают советы по неотразимому макияжу – нельзя опускать руки, все еще только начинается!
Многие после занятий с коучами не только ищут новую работу, но и меняют свой образ мыслей. Особенно это относится к менеджерам высшего звена – выбор более спокойной, ориентированной на семейные ценности жизни они делают осознанно, соглашаясь на меньшие деньги, получая взамен свободное время для собственного духовного развития.
Прививка лояльности
Разумеется, возникает закономерный вопрос: «Зачем аутплейсмент нужен самим компаниям, увольняющим сотрудников?» Как говорится, с глаз долой – из сердца вон! Обиженный увольнением человек может стать серьезной угрозой бизнесу. Это и передача секретной внутрифирменной информации конкуренту, и склочные судебные тяжбы, и антиреклама работодателю. К тому же увольнение даже нескольких сотрудников пагубно действует на климат в коллективе, ведь каждый начинает думать, что завтра – его очередь, и примеряет ситуацию на себя, мотивация и лояльность при этом падают до нуля.
Мудрые японцы поступают так, чтобы и овцы были целы, и волки – сыты: предлагают «ненужных» работников своим коллегам по бизнесу или клиентам, – таким образом, «бывшие» сохраняют лояльность, да еще и дружеские связи партнеров только крепнут. В противном случае слух о непорядочности фирмы распространится со скоростью звука – одно неверное движение и имидж пострадает на десятилетия! Огромные средства, которые компании тратят на рекламу и PR-акции, не сравнимы с затратами на трудоустройство своих уволенных работников, а результат заметен сразу.
Между прочим, в Голландии открылась фирма, предоставляющая услуги по «семейному аутплейсменту»: разводящимся женам предлагается смягчить развод подбором для своей «бывшей половины» подходящего варианта. Говорят, есть желающие – стоит ведь недорого, а отдаешь мужа все-таки в хорошие руки…
Свежие комментарии